Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Германия при монополистической стадии капитализма

В 60—70-е годы XIX в. Германия обогнала Францию по производству промышленной продукции, а в первом деся­тилетии XX в., оставив позади Англию, стала уже второй (после США) индустриальной державой мира.

Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, разви­валась в стране легкая и пищевая промышленность; здесь Германия отставала не только от США и Англии, но по многим товарам и от Франции. Вследствие более низкой реальной заработной платы немецких рабочих создавался меньший платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

Быстрый промышленный подъем неоднократно преры­вался экономическими кризисами—в 1873, 1883, 1893, 1900—1903 и 1907—1908 гг. Кризисы задерживали темпы производства продукции, но ускоряли процесс концентра­ции и централизации капитала.

Промышленный подъем последней трети XIX— начала XX в. сопровождался значительной концентрацией произ­водства и капитала на основе усиленной монополизации промышленного производства. За последнее двадцатилетие XIX в. в германской промышленности число мелких пред­приятий, где было занято до 50 рабочих, не изменилось, а число предприятий, где было занято более 1000 рабочих, возросло в 4 раза.

Процесс монополизации в Германии имел свои особенно­сти. В отличие от США он происходил не на базе трестов, а в основном на базе картелей и синдикатов — соглашений между фирмами и отдельными предприятиями о единых монопольных ценах на продукцию, рынках, распределении сырья и т. д. Крупные картели и синдикаты сложились в угольной (Рейнско-Вестфальский угольный синдикат, контролировавший 50 % германской угольной добычи), хи­мической промышленности («И. Г. Фарбениндустри»), про­изводстве вооружения (Крупп), электротехнической про­мышленности (АЭГ и «Сименс»), судостроении (Северо-Германский Ллойд и Гамбургско-Американская компания) и т. д.

Перед первой мировой войной в германском хозяйстве существовало около 600 монополистических объединений. Параллельно шел процесс концентрации и централизации банков, сращивания промышленного и банковского капита­ла и складывания финансового капитала. Перед первой ми­ровой войной 9 крупнейших банков сосредоточили в своих руках 83 % всей суммы немецкого банковского капитала. Руководство этих банков было представлено в 751 промыш­ленной компании. Таким образом, в то же время германский финансовый капитал значи­тельно уступал английскому и французскому в социальном и политическом отношении. «В Англии и во Франции,—пи­сал В. И. Ленин,— буржуазия господствует полновластно и почти (за малыми исключениями) непосредственно, тогда как в Пруссии первенство за феодалами, за юнкерами, за монархическим милитаризмом».

Сложившийся в середине XIX в. союз немецкой буржуа­зии и феодалов перешел в буржуазно-юнкерский империа­лизм, носивший исключительно реакционный и агрессив­ный характер. Монополии полновластно господствовали в промышленности и финансах, но в германском государстве и обществе командные высоты по-прежнему принадлежали помещикам-юнкерам. Из них, как и раньше, формировалось имперское правительство, аппарат управления, офицерский корпус. Между буржуазией и юнкерами, конечно, возника­ли частные противоречия, но в области внешней и внутрен­ней политики империи их интересы почти полностью сов­падали. Система огромных военных заказов, гонка воору­жений сильно привязывала германские монополии к милитаризму, к остаткам феодального строя.

В силу необеспеченности страны некоторыми видами промышленного сырья, особенно нефти, и в силу несоответ­ствия развитого производственного аппарата платежным возможностям внутреннего рынка, для немецких монопо­лий имел особое значение внешний рынок. Германский им­периализм принимает самое активное участие в междуна­родных монополистических соглашениях (например, дого­вор 1907 г. между германской АЭГ и американской «Дженерал электрик», международный картель торгового судоходства с участием моргановской «Международной ком­пании морской торговли», рельсовый картель, цинковый синдикат и др.). Перед войной было уже около 100 между­народных соглашений с участием немецких монополий.

Вывоз товаров и капитала, однако, для немецких моно­полий не играл такой роли, как для монополий английских и французских. Главная внешнеэкономическая линия не­мецких монополий состояла в обеспечении сбыта промыш­ленных товаров, а вывоз капитала играл вспомогательную роль, хотя за первые 13 лет XX в. объем этого вывоза уве­личился с 12,5 до 44 млрд. франков. В отличие от Англии, вывозившей свой капитал в основном в колонии, Германия экспортировала капитал туда, где были рынки для немец­кой промышленности. «Вывоз капитала за границу,—ука­зывал В. И. Ленин,— становится средством поощрять вывоз товаров за границу». За 1870—1913 гг. объем немецкой внешней торговли вырос больше, чем английской и фран­цузской.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Денежно- кредитная политика
Проведение соответствующей денежной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяетс ...

Волго-вятский экономический район
Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. Площадь: 265,4 тыс. км2 Население: 8,5 млн. чел. ...