Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Политика поддержки малого бизнеса: современное понимание

Во второй половине 80-х годов, т.е. до объединения Германии, роль малых и средних предприятий (МСП)[3] в народном хозяйстве ФРГ характеризовалась следующими цифрами. На их долю приходилось:

- 12 млн. рабочих мест, т.е. 2/3 занятых в частном секторе;

- производство примерно 50% ВВП;

- примерно 50% ежегодного оборота;

- 40% инвестиций;

- до 80% обучаемых без отрыва от производства учеников.

За полвека послевоенного развития Германии политика поддержки малого и среднего предпринимательства обогатилась практическим опытом и сформировалась в относительно самостоятельную часть государственной хозяйственно-политической доктрины, органично вписанную в ее общий контекст.

Поскольку МСП составляют костяк экономики Германии (свыше 99% фирм в ФРГ относятся именно к данной категории), то их поддержка обеспечивает необходимые условия для хозяйственной эффективности, инноваций и увеличения числа рабочих мест.

Основные постулаты собственно политики поддержки малого бизнеса сводятся к следующему. Во-первых, государство ни в коем случае не берет на себя инициативу реализации конкретных экономических проектов, это - задача самих предпринимателей. Во-вторых, в эпоху быстрых технологических изменений и структурных сдвигов государством поощряются творческий поиск, готовность рисковать и гибкость, в наибольшей мере присущие именно МСП. В-третьих, дабы МСП могли в полном объеме реализовать эти свои преимущества, необходимо защитить их от монополистического давления (на' это направлена вся политика в области обеспечения конкурентного порядка хозяйствования). В-четвертых, выравнивание шансов требует применения целого набора косвенных стимулов для МСП: налоговые каникулы для начинающих фирм, ускоренные амортизационные списания, облегченный доступ к кредитам (создание специальных государственных и полугосударственных кредитно-финансовых институтов для работы в МСП), налоговые и иные методы поощрения частных банков, страховых обществ, лизинговых компаний, пенсионных и иных фондов, осуществляющих финансовую поддержку и обслуживание малого бизнеса.

Указанные принципы положены в основу системы поддержки малого бизнеса в ФРГ. Прежде всего, существуют налоговые льготы для МСП. С 1984 г. действует, например, Закон об освобождении от налогов, согласно которому был установлен не облагаемый налогами на имущество минимум в 125 тыс. DM; введены 40-процентные списания по инвестициям в НИОКР; у новых фирм появилась возможность консолидировать прибыли и убытки первых трех лет и тем самым значительно уменьшить налогооблагаемую базу, причем налоговым каникулам подлежит суммарная прибыль до 10 млн DM. С 1986 г. вступил в действие Закон о снижении налогов, по которому существенные льготы по подоходному налогу получили лица со средними доходами, в числе которых — значительная часть мелких хозяев. По подсчетам Федерального министерства экономики, начиная с 1988 г. только один этот закон дает ежегодное облегчение подоходного налогового бремени на 20 млрд. DM.

Большое внимание уделяется регулированию социальных проблем малого бизнеса. В ФРГ существует развитая система законодательства, детально регламентирующая права и обязанности работодателя и работополучателя, в том числе - в сфере малого бизнеса. Специальные законы касаются стимулирования занятости в целом, молодежи и ее прав на профессиональное обучение (Закон о защите условий труда молодежи), инвалидов (Закон об инвалидах), а также защиты прав самих предпринимателей. Кроме того, немецкое законодательство содержит целый ряд актов, способствующих улучшению рыночных позиций МСП. Так, законодательно поощряется кооперация МСП — в отличие от картелирования в сфере крупной промышленности и финансов.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Зарубежный опыт оплаты труда
Почему человек работает? Какую пользу он получает от работы? Можно сказать, что люди трудятся из-за морального и духовного удовлетворения. Да, действительно, особенно, если работа любима и интересна. Но ведь и существуют таки ...

Закон спроса и предложения
“Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра.” ...