Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Эффективность управления: методика определения и показатели.

Выход из создавшегося положения состоит в создании механизма управления, сочетающего в себе рыночные отношения с государственным регулированием предпринимательства (см. 2 вопрос настоящей темы, а также 4 тему). А непосредственно по эффективности управления производством (предпринимательством) необходим новый подход, использование теоретических и методических разработок отечественных ученых и практиков, зарубежного опыта.

Из отечественных новейших предложений заслуживает внимания материалы Я.Радченко, напечатанные в ж. «Экономические науки», 1991г., №№7,8. В них изложены правила действенности оценки, методика эффективности управленческих решений (или метод «отбраковки» экономически неэффективных решений); правила, которые могут быть полезны также для выявления эффективности (кроме эффективности управления): а) капитальных вложений и основных производственных фондов; б) итогов деятельности по периодам производственно-хозяйственных систем различного масштаба и направлений их функционирования.

В кратком изложении общие правила определения ЭЭУ таковы:

1. Оценочный показатель ЭЭУ должен обобщать, и «синтезировать» («интегрировать») частные показатели. Главное требование к обобщающему оценочному показателю сводится к критерию валидности, т.е. действительно достоверное отражение данной переменной величины того, что посредством ее хотят измерить. (Например, степень насыщения рынка данным товаром; общие, собирательные результаты деятельности предприятия, выраженные в норме прибыли (рентабельности) или отношением результатов). Предпочтительным показателем является тот, который выражает функцию отношения, а не тот, который выявляется методом вычитания. Например, для определения победителей в ряде видов спорта используют показатели разности или соотношения забитых и пропущенных мячей (шайб). Оценочная функция вида «разность» уступает функции вида «отношение»).

2. Для принятия решения об эффективности (неэффективности) нужно использовать один обобщающий показатель, т.е. одну оценочную функцию, а не несколько. Множество показателей (функций) может привести к множеству «лучших» решений.

3. Дифференциация оценочных показателей по уровням управления, а на каждом уровне – по направлениям деятельности. Например на уровне отрасли, предприятия и его структурам соответственно: прибыль (рентабельность), издержки производства (себестоимость) и т.д.

4. Каждая цель деятельности того или иного управленческого звена, тем более функционально специализированного, должна иметь свою оценку. При этом соотношение целевых и оценочных показателей должны быть дополнены условиями их единства, различая при этом достижение цели и эффективность ее реализации и, соответственно результативность и эффективность управления.

5. Сначала оценивается принципиальная, а затем предполагаемая, ожидаемая или фактическая эффективность управления.

6. Один и тот же вид оценки для принятия решения и для оценки результатов его фактического выполнения. Этим обеспечивается обратная связь в управлении.

7. Гармонизация (стыковка, соединение, учет) интересов в процессе функционирования системы и ее подсистем. Например, всей фирмы и ее структур, т.е. по вертикали.

8. При горизонтальном взаимодействии подсистем, ответственных за промежуточный результат, надо исходить из влияния их численных значений на конечный результат (т.е. выход системы). Например, заготовительный цех, цех сборки, упаковки и т.д. Итог – станок, автомобиль и т.д.

9. С изменением оценочного показателя в одной подсистеме (цехе) целесообразно рассмотреть изменение оценочных показателей, взаимодействующих с нею подсистем (других цехов).

10. В планово-отчетном периоде цель управленческой деятельности должна быть постоянной (константой), т.к. при сбалансированном плане стремление сделать «больше» (даже из сэкономленного сырья) может вести к диспропорциям и, наоборот, диспропорции возникнут из-за недовыполнения плана, заказа, договора.

11. Оценочный показатель должен быть фондообразующим, т.е. в зависимости от численного его значения выстраивать шкалу образования ФЭС, накапливать (иметь) средства для поощрения отличившихся работников.

12. Оценочный показатель выражается стоимостными единицами (рубли, доллары, гривны) или исчисляемыми на их базе показателями (например, относительными величинами, процентами и т.д.), а цели (целевые функции) – выражаться в натуральной форме (например, произвести за год-два столько-то пальто, костюмов и т.п.), либо задаваться в логических формулировках типа «в таком-то году начинаем выпускать супер-ЭВМ, транзисторы и т.п.»

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Инновационная политика предприятия
Актуальность темы. Реформы, осуществляемые в России в течение последних десятилетий, направлены на создание модели социально-ориентированной экономики и эффективной, однако, социальный вектор рыночной экономики вызывает наибо ...

Государство как субъект экономики
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство. Го ...