Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Стратегические ориентиры интеграции России в ировое хозяйство

Отечественная наука и практика в настоящее время выделяют следующие ключевые угрозы экономической безопасности, проявляю­щиеся в сфере внешнеэкономических связей: тенденцию к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; усиление им­портной зависимости; утечку из страны валютных ресурсов; рост госу­дарственного внешнего долга; чрезмерную открытость экономики.

На наш взгляд не все эти явления можно с полным основанием счи­тать угрозами экономической безопасности:

не каждое из них препятствует нормальному процессу воспроизводства и подрывает тем самым социаль­ную стабильность в обществе, надлежащий уровень обороноспособности страны. Так, если отбросить соображения престижа, следует признать, что включение России в мировую экономику в качестве поставщика сырья имеет своим результатом отнюдь не возникновение труднопреодолимых преград на пути развития народного хозяйства, а главным образом невы­сокую эффективность осуществляемого страной внешнеторгового обмена. Конечно, такая модель взаимодействия с внешним миром не позволяет добиться ускорения экономического роста. Но она, как представляется, не является для экономики источником повышенной опасности, чреватой взрывом в воспроизводственном процессе.

Постановка вопроса о чрезмерной открытости российской эконо­мики, которая по существу подразумевает необходимость снижения сте­пени открытости, по меньшей мере дискуссионна.

Россия вряд ли выиграет от сокращения внешнеторговой квоты: экспортеры потеряют часть рынков сбыта, на которые ориентировано их производство в настоящее время, и будут вынуждены снизить степень загрузки мощностей и занятости персонала; одновременно с уменьшени­ем экспортной выручки сократятся возможности приобретения за рубе­жом продукции инвестиционного назначения, необходимой для модер­низации производства, и товаров, не производимых в стране, включая медикаменты и продукты питания (кофе, чай, цитрусовые и т.д.); воз­никнут дополнительные трудности в обслуживании внешнего долга и функционировании внутреннего валютного рынка. Необходимость делиберализации торгового и валютного режимов также вызывает опреде­ленные сомнения. В настоящее время, например, планка тарифных огра­ничений импорта, применяемых Россией, заметно выше, чем у промышленно развитых стран. Средневзвешенная ставка отечественного тарифа находится на уровне 13%, в упомянутых странах - примерно 6%. В от­ношении импортных товаров действуют те же ставки налогов (НДС и акциза), что и в отношении отечественных. Вместе с тем, нельзя не при­знать, что Россия, в отличие от других участников международной тор­говли, в очень незначительных масштабах применяет нетарифные огра­ничения (лицензирование, квотирование и «технические барьеры» в тор­говле), которые являются весьма эффективным средством защиты национальных производителей и внутреннего рынка. Возможность исполь­зования таких средств закреплена нормами российского законодательства, и включение этих регуляторов могло бы сыграть положительную роль в сдерживании экспансии импортных товаров, предотвращении наполнения внутреннего рынка некачественной зарубежной продукцией.

Иными словами, суть проблемы заключается не столько в том, что внешнеэкономическая деятельность слишком либерализована, сколько в том, что государство, перейдя от командного управления к регулирова­нию, пока не освоило в надлежащей мере новых функций и не использует всех принятых в мировой практике форм и методов протекционистской защиты своей экономики. Следовательно, более корректным было бы ставить вопрос не об угрозе экономической безопасности в связи с "чрезмерной" открытостью экономики, а об отсутствии в арсенале средств государственного регулирования внешнеэкономических связей действенных инструментов защиты различных секторов отечественного народного хозяйства в условиях формирования открытой рыночной экономики. Другими словами, «чрезмерная» открытость - это не соб­ственно угроза, это - недостаточность действующих методов регулиро­вания для отражения реально существующих угроз.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи

Инструменты региональной экономической политики (на примере регионов Севера)
Для России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными условиями производства и жизни в различных регионах, региональная тематика всегда была актуальной. Проводимые в стране экономические преобразования пр ...

Закон об ипотеке
Статья 1. Основания возникновения ипотеки и ее регулирование 1. По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ип ...