Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Юридические формы государственных предприятий

Рассматривая государственный сектор экономики, необходимо учитывать его разнородность. Существуют три основные юридические формы государственных предприятий: бюджетные предприятия (назы­ваемые иногда казенными или административными), предприятия пу­бличного права и, наконец, предприятия частного права.

Бюджетные предприятия обычно являются административны­ми подразделениями тех или иных министерств, ведомств или муниципалитетов, т.е. эти предприятия существуют без образования юридиче­ского лица. Как правило, они либо вовсе не обладают, либо обладают весьма незначительной хозяйственной, финансовой и юридической са­мостоятельностью. Результаты их деятельности чаще всего даже не становятся достоянием гласности. Отдаленным российским аналогом таких предприятий являются унитарные (государственные и муници­пальные) предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Наиболее экономически значимым типом компаний публичного права являются государственные корпорации (иногда именуемые в отечественной литературе публичными или общественными). Они представляют собой создаваемые, как правило, на основе специальных парламентских актов юридически независимые и экономически само­стоятельные предпринимательские организации, функционирующие на принципах самоокупаемости.

Однако государство (в лице министра финансов, отраслевого "курирующего" министра или какого-либо другого лица или органов ) сохраняет за собой право вмешиваться в ряде специально оговоренных случаев в деятельность этих предприятий, а также назначает председа­теля совета управляющих (или даже весь совет целиком). В некоторых случаях в законах прямо поименованы должностные лица, которые в обязательном порядке входят в управляющие органы государственных предприятий, в других описаны процедуры их создания безотноситель­но к соответствуют унитарные предприятия, основанные на пра­ве хозяйственного ведения.

Форма ведомственного предприятия и государственной корпора­ции по определению предполагает единственного собственника - пра­вительство, конкретное ведомство, штат (землю, провинцию в странах с федеральным устройством) или муниципалитет.

Наряду с бюджетными предприятиями и предприятиями публич­ного права в развитых капиталистических странах государство (в лице тех или иных его институтов) является собственником - единственным, или совместно с частными юридическими и физическими лицами - компаний частного права. Это, как правило, акционерные, а также ком­мандитные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Нередко доли участия в таких предприятиях принадлежат не од­ному, а нескольким государственным субъектам. Так, во Франции ряд компаний был целиком в совместной собственности правительства и других государственных же компаний. Перекрестные держания (взаи­мопереплетение капитала) с государственным капиталом были особен­но распространены в Италии и Франции.

В последнее время во многих странах в связи с превращением в акционерные общества иных форм государственных предприятий и частичной продажей их акций возросло число смешанных, частно-госу­дарственных компаний. Но и раньше во многих странах государство (в тех же Италии, Франции, а также Великобритании, Швеции и др.) уча­ствовало своим капиталом в тех или иных акционерных компаниях. В некоторых случаях в уставах таких компаний предусматривалось ограничение доли частных держателей (например, во французских "Аэроспасьяль"- аэрокосмическая отрасль и "Снекма", - производство авиамоторов - ЗО-тью процентами акций).

Таблица 1

Доля государства (в°/о) в производстве ряда отраслей в начале 90-х годов

Страна

Отрасль

Черная металлургия

Судостроение

Автомобилестроение

Нефтедобыча

Угольная и добываю. Пром.

Ж/Д транспорт

Авиатранспорт

Элекктро-энергетические сети

Газоснабжение

Почтовая связь

Телефонная связь

Банковская деятельность

США

0

0

0

0

0

1)

0

100

0

0

Япония

0

0

0

0

0

66

0

0

0

100

46

0

Германия

0

25

0

0

100

60

0

100

100

Франция

100

40

100

100

100

100

100

100

100

Италия

60

100

75

75

80

100

100

40

Великобритания

0

0

0

25

ГОО

10

0

40

0

100

20

0

Канада

0

0

0

0

75

0

100

0

100

100

2)

Швеция

40

75

0

100

39

100

100

Испания

60

90

10

50

50

100

100

30

100

100

100

12

Голландия

14

70

100

39

100

0

Австрия

100

85

100

100

52

50

100

100

100

10

Австралия

0

0

0

0

0

100

75

100

0

100

100

. - данные отсутствуют

1) Федеральному правительству принадлежала железная дорога "Амтрак".

2) Сберегательные банки и кредитные институты являлись полугосударственными.

Источник: Stevens В. Prospects for Privatisation in OECD Countries. - National West­minster Bank Quarterly Review, 1992, August, p. 8.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Запасы предлриятий
Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-матери ...

Государственный сектор в макроэкономике
Формирование жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. Обозначить болевые точки в данной области, очертить правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности ...