Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Человеческий фактор в управлении качеством продукции

Какими бы совершенными ни были система управления ка­чеством, организация производства, технолотия - за всем этим стоит человек с его желанием или нежеланием, умением или неумением работать качественно. Даже качество изделии, про­изводимых полностью роботизированными заводами, в конечном итоге зависит от качества изготовления тех же роботов чело­веком.

Руководство высшего звена японских фирм возглавляет и способствует развитию деятельности по управлению качеством. Оно отвечает за разработку стратегии качества и контролирует сроки выполнения программ и планов, определяет необходи­мость в корректирующих мерах.

Для современного типа руководителя, как считают специа­листы ФРГ, обладания узкопрофессиональными знаниями ма­ло, ему необходимы как междисциплинарная подготовка, так и способность понимать коллег, быть восприимчивым ко всем событиям, происходящим на фирме и за ее пределами. Повы­шение квалификации менеджеров в ФРГ организовано в форме «всегерманских деловых игр», которые проводит специальная школа бизнеса.

Одним из важных для менеджера навыков считается уме­ние создать атмосферу соответствия интересов фирмы и ее пер­сонала. С этой целью готовятся менеджеры по личным вопро­сам. Они должны уметь в ясной и доступной форме донести до рабочих цели фирмы, убедить их в престижном повышении ква­лификации, способствовать развитию чувства удовлетворенности работой, гордости за фирму, стремления поддерживать ее пре­стиж.

Фирмы тратят большие средства на подготовку и повыше­ние квалификации кадров.

В Японии дисциплины по управлению качеством преподают­ся в 23 вузах страны; имеются аспирантуры для подготовки спе­циалистов высшей квалификации в этой области. Более 60% рабочих на фирмах, производящих станки с ЧПУ, имеют выс­шее техническое и университетское образование. В Японии еже­годно проводятся симпозиумы по проблемам обеспечения каче­ства, в том числе по подготовке кадров. Для управленческого персонала предусмотрено изучение методов организации и про­ведения деловых встреч, самоконтроля, тактики завоевания рын­ка. Менеджеры повышают свои знания по таким вопросам, как методы убеждения партнеров, техническое обеспечение деловых встреч, распределение времени в рамках ежедневных планов. Изучают процедуры заключения контрактов, обычаи и правила торговли, делопроизводство, методы выявления ошибок в ра­боте персонала. Немаловажное значение придается умению ра­ботать с компьютерами и техническими средствами.

Японские фирмы практикуют также обучение персонала по методу дискуссионных групп, которые анализируют какие-либо конкретные случаи, например поступление жалобы от потреби­теля. Дискуссионная группа, сформированная, как правило, из работников одного подразделения, изучает жалобу, проводит всестороннюю оценку товара, на который она поступила, и раз­рабатывает меры для устранения причин недовольства покупа­теля. Отчет, подготовленный одной группой, обсуждается в дру­гих дискуссионных группах; после такого всестороннего анали­за вырабатывается конкретное решение, в котором могут быть предусмотрены как пути улучшения качества изделия, так и до­казательства необходимости снятия его с производства.

Каждая японская фирма создает свою программу обучения но для всех программ характерно сочетание теоретических и практических занятий («тренировка на рабочем месте»). Так на фирме «Ниссан» учеба с отрывом от производства занимает около 500 дней в течение первых 10 лет работы. Дальнейшее обучение осуществляется на рабочих местах, в вечернее время или выходные дни. По окончании учебы проводится аттестация, которая осуществляется руководителями подразделений (могу! привлекаться и другие специалисты).

Некоторые работники фирмы сдают своего рода государст­венный экзамен — они подвергаются аттестации, которую про­водит Министерство труда. Такая аттестация обеспечивает уве­личение зарплаты, а в случае провала на этом экзамене три раза работнику вручается «красная карточка» — свидетельство его .профессиональной непригодности.

На фирмах ФРГ созданы такие условия, когда иметь высо­кую квалификацию и постоянно ее повышать считается чрезвы­чайно престижным.

Через систему повышения квалификации па фирмах прохо­дит ежегодно до 80% персонала. Растут инвенстиции фирм на обучение и повышение квалификации.

В 1969 г. в ФРГ был принят закон о профессиональном обу­чении молодежи, окончившей общеобразовательные школы. Об­щая схема профессионального образования приведена на рис. 6. Профессиональное обучение, которое проводит предприятие, со­вмещается с теоретическими занятиями в государственных про­фессиональных школах. Сроки обучения (2—3,5 года) зависят от степени специализации обучающегося.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Изменение себестоимости продукции в зависимости от действия различных факторов производства
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исхо ...

Волго-вятский экономический район
Состав Волго-Вятского экономического района: Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика. Площадь: 265,4 тыс. км2 Население: 8,5 млн. чел. ...