Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Попытки создания экономического и валютного союза в рамках СНГ

Введение евро не только затрагивает интересы стран СНГ, но и имеет непосредственное отношение к перспективам развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Государствам, ориентирующимся на экономическую и валютную интеграцию, предстоит пройти длинный путь реформирования экономики, упрочения банковских систем, совершенствования валютной политики.

В принципе, интерес стран СНГ к Европейскому экономическому и валютному союзу не противоречит их стремлению развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество и постепенно формировать свой собственный экономический и валютный союз. Так, статья 7 четырехстороннего договора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией от 29 марта 1996 г. предусматривает возможность создания этими странами союза, в определенной мере аналогичного ЭВС. Конечными целями такого валютного союза, определяемого как добровольное объединение группы государств с близким уровнем экономического развития на основе общей валюты, также являются свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, коллективная защита от дестабилизирующих внешнеэкономических факторов, взаимная поддержка на мировом и внутренних рынках, ограничение зависимости национальных экономик от финансовой помощи третьих стран, устойчивые темпы развития национальных экономик всех стран-членов. В этом контексте следует напомнить о результатах усилий по созданию аналога валютного союза в странах СНГ.

Как известно, в 1991 г. советский рубль из денежной единицы одной страны в одночасье превратился в общую валюту пятнадцати независимых государств. До середины 1993 г. эмиссией наличных рублей занимался исключительно Банк России, а центральные банки бывших союзных республик выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был жестко привязан к рублю в соотношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей могло осуществлять любое из государств, но в пределах согласованного лимита. Однако те страны, которые были не в состоянии покрыть потребности в импортных товарах счет экспортных поступлений и соответственно испытывали отток рублей, решали проблему путем нелимитированной эмиссии. На протяжении 1992 г. к ней прибегали практически все участники "рублевой зоны", и в итоге за первый год ее существования курс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза.

В октябре 1992 г. восемь стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина) заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. однако эта идея не была реализована, и в условиях дальнейшего расхождения в темпах и методах реформирования экономики государства СНГ стали форсированно вводить национальные валюты.

После появления в июле 1993 г. нового российского рубля Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключили соглашение о мерах по созданию рублевой зоны, базирующейся на российском рубле с предоставлением ЦБ России полномочий определять денежно-кредитную и эмиссионную политику в рамках всей "рублевой зоны". Но глубокий системой кризис не позволил ни одному из этих государств отказаться от столь мощного рычага макроэкономического регулирования, как денежно-кредитная политика. Таким образом, и эта попытка также окончилась неудачей.

Тогда в сентябре 1993 г. все страны СНГ подписали Договор о создании экономического союза, который во многом копировал модель экономической интеграции в ЕС. Этот документ предполагал, в частности, поэтапное продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли —> таможенный союз —> платежный союз —> общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы —> валютный союз. Однако реальные экономические условия в этих странах были совершенно неадекватны данной программе: их экономики сильно отличались друг от друга и по уровню развития, и по отраслевой структуре, и по методам управления, поэтому на практике развитие интеграции по этому пути не пошло. Например, подписанное 15 апреля 1994 г. странами СНГ Соглашение о создании зоны свободной торговли до сих пор ратифицировано не всеми государствами.

Параллельно Межгосударственным экономическим комитетом в 1995 г. разрабатывалась "Концепция сотрудничества и координации деятельности в области валютной политики государств СНГ", реализация которой была призвана увеличить долю стран СНГ в общемировом ВВП с 3,7% в 1995 г. до б в 2005 г. и 11% в 2020 г. Для реализации поставленной цели предусматривалось последовательное завершение шести этапов интеграции. В течение первых двух этапов, которые рассматривались как подготовительные, участники должны были завершить создание национальных банковских и валютных систем и выбрать инструментарий для согласованного поддержания валютных курсов. На третьем этапе предполагался переход к совместному регулированию валютных курсов по принципу известной европейской "валютной змеи", т. е. согласованного движения валютных курсов стран-участниц вслед за головной (резервной) валютой в пределах установленного валютного коридора. Постепенно планировалось осуществлять унификацию валютного, таможенного, налогового, гражданского законодательства и формировать единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. На четвертом и пятом этапах валютная интеграция должна была дополниться единой макроэкономической политикой, и, наконец, на шестом предполагалось создать реальные условия для введения единой валюты СНГ. Однако и эта общая концептуальная схема, созданная по европейским образцам, потребовала не только детальной проработки, но и существенной корректировки применительно к конкретным условиям бывших советских республик.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации
В 1980-х экономический кризис, охвативший ряд стран Восточной Европы (включая СССР) потребовал от их правительств реформ в области управления экономической, либерализации и развития рыночных управлений. Конкретно для СССР в 1 ...

Кадры, труд, оплата труда, производительность труда
Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Такими факторами являются кадры, труд и оплата труда. Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность произ ...