Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Инвестиционный климат Беларуси

Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс перемещения факторов производства из государственного в частный сектор. К этому моменту доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей численности занятых. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной характеристики инвестиционного климата страны.

Аргументом в пользу такого утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999 г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9, Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.

После того как численность малых предприятий достигла порогового значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень специализации и кооперации, соответствующий современной системе организации производства в мире.

Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и формирование полноценного предпринимательского сектора являются необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные "жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП. Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого прироста ВВП.

А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше, составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000 долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется Беларуси по прогнозам Министерства экономики.

Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи, пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи

Государственное воздействие на экономику
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределите ...

Иностранное инвестирование в РФ
Со времен Петра I Россия привлекала инвестиции для развития своей экономики. Петр I "вкладывал капитал" - платил немалые деньги иностранным офицерам и инженерам, которых он принимал на русскую государственную службу ...