Кадровая документация

Такая документация ведется в учреждениях, органи­зациях, предприятиях независимо от их организационно-правовой формы.

website template image

Информационный бизнес

Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых.

website template image

Исследование внешнего рынка

Можно утверждать, что успешная коммерческая деятельность предусматривает в первую очередь удовлетворение потребностей покупателя.

website template image

Инновационная политика энергопредприятий

Сегодня большинство индустриально развитых стран связывает долго­срочный устойчивый рост прежде всего с пе­реходом на инновационный путь развития.

Представляется, что уже в ближайшем буду­щем станет очевидна реальная потребность в выработке и осуществлении единого подхода к проблемам инновационного роста со стороны вновь образованного министерства и ряда других федеральных министерств и ведомств, курирующих вопросы образования, внешней торговли, защиты интеллектуальной собст­венности и определения общей экономиче­ской стратегии государства.

Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов науч­но-технической, инновационной и промыш­ленной политики, с помощью которых можно управлять инновационным процессом на мак­ро- и микроуровнях. Однако их применение в полном объеме потребует значительных финансовых ресурсов, что не всегда по силам даже самым богатым странам.

Вместе с тем в столь прямолинейном подходе нет необходимости, поскольку одни и те же инструменты работают неодинаково в раз­личных условиях. Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы с учетом накоп­ленного мирового опыта выбрать и использо­вать наиболее эффективные в конкретных условиях инструменты управления и сосредо­точить на них имеющиеся в распоряжении об­щества ресурсы. Иными словами, следует определить рычаги экономического управления, которые позволят выйти на траекторию инно­вационного роста с наименьшими затратами наиболее дефицитных ресурсов.

Представляется, что в настоящий момент наиболее универсальными рычагами для рос­сийской экономики являются следующие:

Ø развитие венчурных механизмов освое­ния нововведений;

Ø создание благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий;

Ø выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциала регионов и тер­риторий путем активизации имеющихся у них научно-технических ресурсов;

Ø более широкое использование возмож­ностей технологических трансфертов в нацио­нальном и международном масштабах.

В последние годы в индустриально развитых странах отмечается устойчивое смещение мер поддержки наукоем­кого производства с прямого финансирования на косвенные методы стимулирования, которые к тому же нередко доказывают на практике свою более высокую эффективность.

Одна из наиболее распространенных форм — специальные налоговые льготы, спо­собствующие проведению НИОКР и осущест­влению инновационной деятельности. Не­смотря на многообразие национальных под­ходов к данному вопросу, можно говорить о том, что их стержнем является снижение нало­га на прибыль промышленных компаний, тес­но увязываемое с достигнутым предприятием уровнем инновационной восприимчивости. Чем он выше, тем больше налоговых льгот можно получить, но только при условии, что предприятие добьется в конечном итоге успешной коммерциализации результатов НИОКР и начнет получать достаточную прибыль

К тому же предприятие, не заинтересован­ное в освоении новых наукоемких видов про­дукции или технологий, при рациональном "рыночном" экономическом поведении вряд ли станет вкладывать заработанные средства на проведение или финансирование НИОКР, ре­зультаты которых не принесут в обозримой перспективе заметной отдачи, а, следовательно, такая фирма не будет претендовать на получе­ние установленных налоговых льгот.

На этом базируется идея косвенного нало­гового стимулирования, которая приобретает в последние 20 лет все большую популярность. Государство обозначает перед частным секто­ром определенную цель и выделяет финансо­вые ресурсы на ее достижение. Однако данные ресурсы не распределяются напрямую между конкретными фирмами, а предлагаются всем потенциальным претендентам в форме льгот по уплате налога на прибыль. Воспользоваться налоговыми льготами смогут только те из них, которые сами стремятся и способны действо­вать в указанном государством направлении.

К числу специальных налоговых льгот, широко используемых в развитых странах с целью стимулирования инновационной дея­тельности, можно отнести:

возможность полного списания теку­щих некапитальных затрат на исследования и разработки при определении размера налогооблагаемой базы;

Ø возможность переноса сроков списания затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы на наиболее благоприятный для предприятия период, что особенно выгодно вновь создавае­мым инновационным фирмам и тем предприятиям, которые не имеют в данный момент до­статочной прибыли, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами;

Ø ускоренная амортизация оборудования и зданий, используемых для проведения НИОКР;

Ø предоставление налогового кредита, позволяющего промышленным фирмам уменьшать уже начисленный налог на прибыль на величину, равную определенному проценту от произведенных расходов на НИОКР и/или проценту от их прироста за определенный период.

Заметное влияние на приток частных ин­вестиций в рассматриваемую сферу играют и более универсальные меры макроэкономиче­ского регулирования — ставка банковского процента, уровень налогообложения прибыли промышленных компаний и доходов граждан, величина ставки налога на операции с ценны­ми бумагами и др.

Существенным резервом для расширения возможностей инновационного роста в масш­табах государства является выравнивание (в сторону повышения) инновационного потенциа­ла регионов и территорий путем активизации имеющихся у них и не используемых в полном объ­еме научно-технических ресурсов.

Как показывает мировой опыт, даже более благополучные регионы обычно нуждаются в повышении инновационного по­тенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспо­собности расположенных в них предприятий, создание дополнительных рабочих мест (за счет образования и расширения масштабов де­ятельности новых фирм), привлечение филиа­лов крупных компаний, в том числе зарубеж­ных. Последнее обстоятельство имеет немало­важное значение с точки зрения появления на фоне процессов глобализации новых возмож­ностей для изыскания дополнительных фи­нансовых ресурсов регионального развития. Наконец, пристальное внимание к инноваци­онным проблемам способствует диверсифика­ции экономики регионов с высоким уровнем специализации производства, подверженных большему риску при изменении конъюнктуры рынка или наступлении кризисов.

Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального инновацион­ного развития — не только экономическая, но и социально-политическая задача, требующая серьезного отношения со стороны федерального правительства и региональных (муници­пальных) органов власти.

Эта проблема особенно актуальна для России с ее федеральным устройством, суще­ственной децентрализацией системы государ­ственного управления и повышением эконо­мической самостоятельности регионов. Но­вые условия меняют прежние стереотипы хо­зяйственного поведения и заставляют искать дополнительные ресурсы для регионального развития не только и даже не столько в Моск­ве, сколько на местах с расчетом в первую оче­редь на собственные силы и еще не раскрытые возможности.

В мировой практике апробирован ряд ор­ганизационно-экономических мер, способст­вующих региональному инновационному раз­витию:

Ø осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региона­льном и местном уровнях;

Ø прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (мест­ных) органов власти;

Ø налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновацион­ного развития;

Ø формирование научных (технологиче­ских, инновационных) парков;

Ø создание инкубаторов малого иннова­ционного бизнеса;

Ø образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти цен­тров по передаче технологий из госсектора в промышленность;

Ø организация управленческого консуль­тирования предпринимателей и другие меры.

Вместе с тем очевидно, что конкретная политика в рассматриваемой области есть "искусство возможного" и определяется скла­дывающимися экономическими условиями. Поэтому не существует единого рецепта при­менения различных мер по ее реализации. Каждое государство и каждый регион подхо­дят к решению задач регионального иннова­ционного развития с учетом своих особенно­стей, традиций, ресурсов и потребностей.

Итак, современная теория и практика управления предлагают государству мощные и проверенные рычаги, которые могут способствовать выводу национальной экономики на траекторию инновационного роста. Вместе с тем для их успешного применения необходима адекватная поставленным целям государственная экономическая политика. В первом ряду приоритетов должны находиться поддержка фундаментальных исследований, развитие образования, стимулирование инновационной деятельности и поощрение усилий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

    Другие статьи

    Издержки как фактор конкурентоспособности фирмы
    Фирма – один из основных субъектов рыночной экономики, занимающейся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли, определяющий « что?», « как ?» и « в каких количествах» производить? Фирма ...

    Денежно-кредитная политика анализ мирового опыта
    Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного рег ...